Всеармянская Инициатива        

Темы форума

  • Представляемся (446)
  • ВИ (13)
  • Посоветуй другу

    Отправить ссылку

    На главной

    [18.03.2012]
    Каждый должен иметь работ... (2)
    [19.03.2012]
    Если не мы, то кто? (1)
    [21.03.2012]
    Отбросим рудимент - отчая... (0)

    Каталог статей

    Главная » Статьи » История

    Открытие Первой Республики


    Судьба распорядилась так, что за три четверти прошлого столетия (исторически ничтожный срок) на нынешней территории Восточной Армении возникли, сменяя друг друга, три республики. Власть каждой последующей республики, вопреки ощущению народом своей истории как непрерывного процесса, пыталась из сиюминутных идеологических и политических соображений опорочить, исказить, в лучшем случае предать забвению общее национальное прошлое. В этом, собственно, и следует искать истоки многих наших бед.

    Принцип ретроспективного взгляда остался, по сути, неизменным: базирующееся на измышлениях и лжи официальное отношение Третьей Республики ко Второй является зеркальным отражением соответствующих подходов Второй Республики к Первой.

    Зло агрессивно-нигилистического отношения к собственному прошлому не только в том, что с каждой новой республикой нарастало идеологическое противостояние в армянском обществе - возможно, это в определенной степени историческая неизбежность. Но подобное противостояние не позволяет трезво и объективно осознать опыт собственного прошлого, извлечь из него необходимые уроки, оценить то лучшее, к чему стремились и что успели сделать наши предшественники, и не повторять их трагических ошибок.

    В прошлом столетии календарь армянской государственной жизни выдался динамичным. Он оказался передвижным календарем - зеркальным отражением тех сдвигов, которые имели место в национальной жизни. Одержанные в мае 1918 года героические и исторические победы нашего народа имели своим великим итогом провозглашение Первой Республики. Исторический повод ее становления - Брестский договор – был, скорее, преградой, нежели стимулом в тяжком процессе ее становления. Национальная элита пребывала в великом смятении. Но она нашла в себе силы…

    На призыв "построить собственными силами собственное государство" откликнулись тогда многие наши соотечественники. Важнейшая миссия Первой Республики – нахождение "потерянного звена" в длинной хронологической цепочке утраченных и воссозданных форм национального суверенитета. Армянская политическая независимость вновь заявила о себе по прошествии десяти веков иноземного господства.

    Конечно, ни одна из соседних стран не была заинтересована в провозглашении армянской независимости. Все претендовали на "свои куски от армянского пирога". Внутренняя кухня региональной политики устраивала свои жаркие пекарни в тенистых армянских ущельях. В большей степени это относится, конечно же, к злокачественному политическому проекту под названием "Азербайджан".

    Ни в коем случае нельзя идеализировать историю Первой, как, впрочем, и любой другой общественно-политической формации. Но она действительно была почти совершенной с точки зрения отстаивания элементарных ценностных установок. Своих мерзавцев всегда хватало везде, но ведь они и назывались у нас в Первой - "мерзавцами". Не "героями", не "достопочтенными горожанами", не "парламентариями", а именно "негодяями". Это очень важная деталь, так как здесь вырисовывается уже вторая особенность Первой: она препятствовала (по крайней мере пыталась препятствовать) становлению политически активных общин, лоббирующих интересы откровенных временщиков.

    Электоральная общественность Третьей Республики до сих пор весьма смутно представляет себе, что такое Первая: историю ее создания и падения (то, как именно развивались промышленность и сельское хозяйство, культура и образование, транспорт и связь, спорт и здравоохранение). Вопросы, смеем заметить, не только актуальные, но и поучительные. Отечественные чиновники, бездумно стремящиеся адаптировать к армянской действительности привнесенные и в большинстве своем навязанные формы государственного правления, часто не имеют элементарного представления об апробированных уже однажды на нашей почве способах ведения хозяйства, которые к тому же развивались небезуспешно.

    Модные нынче термины "привлекательный инвестиционный климат" или "кооперативное хозяйство" в качестве совершенно конкретных тем были исследованы и приспособлены к "местным условиям" более 90 лет назад. Этому стоит поучиться. Поучиться тому, как именно молодая республика, загнанная своими соседями в геополитический тупик, сумела стать наиболее привлекательной страной в регионе в плане как раз хозяйственного освоения территории.

    Крупнейшие швейцарские компании инвестировали развитие молочной промышленности Армении и основывали на местах свои филиалы. Солидные шведские фирмы закладывали цеха по ремонту и сборке сельскохозяйственных машин. Армянские и японские предприниматели находили общий язык на предмет проведения полностью электрифицированных железнодорожных путей Ереван –Еленовка – Дилижан - Агстафа и Еленовка - Нор Баязет – Кешишкенд -Горис. И это было только начало. Планировалось строительство цементного завода в районе Веди - Басара и деревообрабатывающего комбината в Сарикамыше. Готовую продукцию производили текстильщики и кожевенные предприятия Еревана и Александрополя, Дилижана и Нор Баязета, Джалалоглы и Камарлу.

    Развивалась и горнодобывающая промышленность. Показательно, что парламентом республики был даже принят специальный проект по стимулированию этой важной отрасли: каждый гражданин страны, кто обнаруживал месторождение золота, получал от государства 3000-5000 рублей золотом, за нахождение серебра, никеля, цинка, свинца и висмута - 500-1000, нефти и каменного угля - 300-3000, прочих месторождений - 100-500 рублей золотом.

    Ростовские (новонахиджеванские) армяне (Каяляны, Кистяны, Хрмачяны и др.) выразили готовность спонсировать строительство железнодорожного полотна Батум – Карс - Сардарапат. Инициатор проекта - инженер К. Аргутинский-Долгоруков - в конечном итоге намеревался связать порты Черного моря и Персидского залива именно через территорию Армении.

    Правительству Первой Республики удалось привлечь к этим проектам интерес всего армянского мира. Египетский миллионер Мелконян вместе с семьей принял армянское гражданство и безвозмездно передал в бюджет страны $6 млн. Бакинский банкир Аршак Гукасян переправил в казну государства 8 млн рублей золотом. Еще 25 млн рублей подарил республике российский банкир Погосян (Попов). Галуст Гюльбенкян обещал начать строительство целого ряда крупных государственных зданий. Примеров много: военный бюджет страны пополнялся сотнями тысяч долларов из дашнакцаканских кругов США, 50 самолетами из Египта (на средства арменаканов-рамкаваров) и т.д.

    Поразительных масштабов достигло кооперативное движение. По состоянию на 1920 год, "Айкооп" - Союз кооперативов Армении - насчитывал 350 товариществ, имел в своих рядах более 95 000 работников и содержал 400 000 человек. В отношении местного производителя правительство вело грамотную налоговую политику. В 1919 году оно передало "Айкоопу" свой первый транш в размере 5 млн рублей, благодаря чему государство через несколько месяцев получило продукции и товаров на сумму 16 млн рублей. В 1920 году кредит составил уже 30 млн рублей, а месяцем позже в распоряжение "Айкоопа" было передано еще 250 млн рублей с весьма привлекательным налогообложением - 6% годовых.

    Конечно, мы не в состоянии охватить весь спектр осуществленных даже в одной отдельно взятой сфере реформ. Собственно, мы и не ставим перед собой такой задачи. Вопрос в другом: важно, чтобы нынешнее поколение граждан РА и НКР "открыло" для себя Первую Республику. Не менее важно это сделать и отечественным политикам и государственным мужам. Ведь в общественном сознании все еще довлеет сфабрикованное официальной советской историографией и "обогащенное" тезисами АОД вульгаризированное восприятие Первой Республики. Причем ложь присутствует во всех без исключения сферах. Примеров предостаточно.

    В частности, в каждом пособии по новой армянской архитектуре и поныне читаем: "После установления Советской власти в Армении архитектор Александр Таманян в 1923 году переехал в Ереван и начал работу над Генеральным планом столицы, которую он завершил в 1924 году". Между тем все обстояло иначе.

    8 мая 1920 года при Министерстве попечения Первой Республики было учреждено Управление главного архитектора под руководством именно Александра Таманяна. Будучи во главе группы крупнейших знатоков своего дела (в группу входил и выдающийся специалист по стройматериалам геолог С.Айвазян), архитектор именно тогда начал работу над новым Генеральным планом Эривани (Еревана), да и не только столицы. Управление спроектировало архитектуру деревень, а также - в традициях национального зодчества - школ, больниц, домов культуры, государственных и общественных зданий. Параллельно велась работа по капитальной реконструкции первой городской лечебницы, строительству микробиологического центра, штукатурного завода и т. д. В районе исторического Ани управление исследовало и систематизировало все памятники средневековой армянской архитектуры и взяло под свой контроль их охрану.

    Аналогичных моментов, причем во всех без исключения сферах, множество. И все они призваны в очередной раз засвидетельствовать: "открытие" Первой Республики - важнейшее и неотложное дело. Дело чести Третьей Республики.

    С первых дней существования Третьей Республики "молодое руководство", вопреки ощущению народом своей истории как непрерывного процесса, пыталось из сиюминутных идеологических и политических соображений опорочить, исказить, предать забвению общее национальное прошлое. Теперь уже "врагами" стали называться не только дашнакцаканы, но и коммунисты. Столь однозначные оценки неоднозначного прошлого и поныне не позволяют нам трезво и объективно, исходя из наших национальных интересов, осознать опыт прошлых десятилетий, извлечь из него необходимые уроки, оценить то лучшее, к чему стремились и что успели сделать наши предшественники, и не повторять их трагических ошибок.

    Сегодня у нас нет национальной буржуазии, той, которая начала складываться в период Первой Республики, нет у нас и интеллектуального поколения, столь характерного для Второй - Советской. Армянское общественное сознание ныне пребывает в состоянии интеллектуально-нравственной деградации. Следствием этого процесса и является формирование принципиально новой культуры с доминантой чужеродных, часто откровенно примитивных ценностей. Противоречия в армянском обществе настолько глубоки, что республика представляется территорией, где совместно проживают несовместимые в цивилизационном аспекте группы людей.

    Принципиально новая культура, становление которой происходит непосредственно на наших глазах, нередко отвергает духовные, моральные, эстетические категории и чревата вырождением самой идеи независимой армянской государственности. Очевидно, что если процесс формирования этой новой культуры не пресечь на корню, то уже очень скоро численность граждан, способных поддерживать и отстаивать идею суверенной Армении, окажется недостаточной для того, чтобы сформировать "фактор противодействия".

    Арис КАЗИНЯН

    http://www.golosarmenii.am/ru/20270/home/19146/

    Категория: История | Добавил: Аркадий (29.05.2012)
    Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Форма входа

    Меню

    Блоги

    [04.04.2012]
    Где же обещанная премьером эта “Всеармянская Торговая Сеть”? (0)
    [21.05.2012]
    Город – мать для бедных (0)
    [03.04.2012]
    Живой Журнал: Амбициозный проект. "Армения–развитая страна" (0)

    Статьи Новости

    [20.07.2012][Статьи]
    Армения: 10 лет с ВТО (0)
    [25.06.2012][Новости]
    В Армении отменят сертификаты для производителей продуктов питания (0)
    [16.06.2012][Новости]
    США содействуют раскрытию и пресечению антиконкурентной деятельности в Армении (1)

    Друзья "ВИ"

    _

    Мини-чат

    200

    Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz